36 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понос у ребенка психосоматика

Содержание

Психосоматические причины диареи у детей и взрослых

Понос — неприятное состояние, которое время от времени случается с каждым. Но есть взрослые и дети, которые страдают диареей довольно часто. Около 1,5 миллионов детей на планете в возрасте до 5 лет каждый год умирает от обезвоживания, вызванного частым жидким стулом. Хронической диареей (на постоянной основе), по статистике, страдает до 14% взрослых. Достаточно часто в возникновении диареи играет роль психологический или психогенный фактор. О психосоматических причинах диареи мы расскажем в этой статье.

О патологии

Более древнего расстройства, чем диарея, найти сложно. Она описывалась врачами Древнего Рима и Греции, о ней есть упоминания в исторических источниках Средневековья. Самостоятельным заболеванием не считается, но признана довольно выразительным симптомом различных болезней: как инфекционных, так и неинфекционных.

Современные медики уверены, что понос может быть опасен, но не сам по себе, как явление, а в связи с последствиями — он приводит к быстрому обезвоживанию человеческого организма. Быстрее всего обезвоживание развивается у детей. Острым поносом считается реакция организма на бактерии, вирусы, на ферментную недостаточность, на стресс при условии, что позывы к опорожнению кишечника возникают от 3 раз в сутки. Если жидкий стул сохраняется больше двух недель, говорят о затяжной диарее, а если около месяца — о хронической. Диарея часто сопровождает психические расстройства, в том числе – постстрессовые и тревожные расстройства личности.

Понос всегда связан с нарушением работы органов пищеварения, что и приводит к разжижению кала и учащению позывов к дефекации. Причиной могут быть как нарушения работы отдельных органов, например, заболевания желчного пузыря, так и инфекционные агенты — бактерии и вирусы, гормональные нарушения, нарушения нервной системы, при которых головной мозг отправляет рецепторам кишечника неправильные, искаженные сигналы.

Психосоматической считается диарея, которая не вызвана болезнями органов и инфекциями. То есть психосоматика рассматривает влияние нервного и психического фактора на работу кишечника.

Психосоматические причины

Чтобы понять, как и почему человек может сам себе создать кишечное расстройство, следует знать, что кишечник в психосоматической медицине означает умение принимать и переваривать информацию извне. И речь идет не только о пище, еде. Речь идет о способности человека принимать новое, адекватно оценивать, переваривать и отпускать. Это и есть нормальное пищеварение.

Диарея всегда связана со стрессом, из-за которого нарушается работа нервной системы и головного мозга. Под действием неправильных нервных сигналов стенки кишечника начинают несвоевременно сокращаться, что и приводит к частой дефекации. Человек не переваривает, не усваивает что-то из поступившей к нему извне информации, и его организм «сигналит» ему об этом учащенным жидким стулом.

Психосоматическая диарея у ребенка обычно длится не более двух суток, у взрослых — в пределах трех суток. Как только ситуация, вызвавшая несварение, решается, диарея прекращается. В некоторых случаях, когда ситуация не решена, диарея может переходить в хроническую форму.

Психологический портрет взрослого, страдающего от регулярного поноса и рвоты либо от хронической диареи, довольно прост: человек зациклен на собственных установках и представлениях о жизни и не воспринимает того нового, что поступает к нему. Пример — женщина в возрасте отказывается оплачивать коммунальные услуги через интернет, считая, что лучше будет отстоять огромную очередь на почте. Чем чаще она сталкивается с намеками близких на то, что существуют более современные способы оплаты, которые не требуют стояния в очередях, тем более сильная диарея у пенсионерки развивается.

Нежелание избавиться от эмоционального «мусора», который накопился (переживания, давно минувшие дела), также приводит к развитию идиопатической и затяжной диареи. Часто диареей страдают упрямцы, гордецы, люди, отрицающие любое мнение, отличное от их собственного.

Любое событие, любая информация, согласно психосоматике, поступает к нам не просто так, а исключительно ради нашего же блага. Если человек отвергает то, что посылает ему жизнь, даже не рискует попробовать изменить свою модель поведения и мышления, то диарея может стать его частой спутницей.

У детей

Детская диарея часто вызвана страхами перемен. Любые кардинальные изменения в жизни семьи — переезд, начало посещения садика или школы, развод родителей, отъезд одного из родителей — для ребенка представляют прямую угрозу его спокойному привычному существованию. Выходя из зоны комфорта, дети довольно быстро начинают испытывать страх, который быстро приводит к развитию диареи. Обратите внимание, что дети, которые оказываются в центре таких важных для семьи событий, обычно уже в течение суток начинают жаловаться на боли в животе и понос.

Диарея у грудничков может быть вызвана повышением адреналина в организме матери, если ребенок находится на грудном вскармливании. Мама в стрессе, гормон частично проникает в молоко, вызывая тревогу и страх у малыша, а также быстрое развитие диареи. Мама в недоумении — ничего нового кушать малышу не давала, а у него понос. Причину нужно искать в собственных эмоциях. Груднички, которые находятся на искусственном вскармливании, улавливают тревожные ситуации в привычной среде обитания на интуитивном уровне и реагируют на них жидким стулом.

После 3 лет диарея может приобретать персонифицированный характер. Так, ребенок, у которого нет контакта с воспитателем в садике, начинает на эмоциональном уровне «не переваривать» этого человека, что приводит к регулярно повторяющемуся жидкому стулу. Нередко проблемы с кишечником и дефекацией испытывают дети, которые никак не могут найти общего языка с отчимом или мачехой, испытывают перед ними страх.

Читать еще:  Учащенное сердцебиение и понос

Понос у подростков бывает связан не только с навязанной обществом необходимостью постоянно принимать новое (то есть учиться), но и с неумением отсеивать качественную информацию от некачественной. Они потребляют ее всю, без разбора, в больших количествах. И именно это часто становится причиной хронической или затяжной диареи.

Нередко у школьников и подростков диарея начинается из-за переизбытка информационной «пищи» перед контрольными, экзаменами. Сильная неуверенность в своих силах может привести не только к жидкому стулу – также может возникнуть дисбактериоз.

Влияние речевых привычек

В отношении диареи психоаналитики часто рассматривают влияние губительных словоформ. Слово — не меньшая сила, чем мысль или эмоция. Замечено, что взрослые и подростки, которые часто употребляют в своей речи ругательства и грубые слова, чаще других страдают от расстройств стула. Если не устранить из речи такие словесные обороты, может развиться геморрой (и медицинская статистика полностью подтверждает связь частой диареи и варикозного расширения геморроидальных вен). Самым тяжелым последствием для бранящихся может стать развитие опухолей в области прямой кишки.

Мнение исследователей и лечение

Психологии болезней кишечника немало внимания уделяла Луиза Хей. Она указывает в своих книгах и таблицах заболеваний, что понос тесно связан со страхом, отрицанием и попытками побега от событий. Канадский писатель и психолог Лиз Бурбо утверждает, что диарея вероятна у тех, кто отвергает новые события и идеи, а вместе с ними — радость и красоту жизни. Такие люди перестают радоваться, испытывать благодарность и выражать другим признательность.

Бодо Багински пишет, что в основе диареи всегда лежат проблемы с личными, глубинными страхами человека. С одной стороны – человеку хочется освободиться от прошлого опыта, вызывающего боязнь, с другой – сделать это страшно. Получается замкнутый круг. И каждое новое впечатление или переживание, стресс могут спровоцировать новый круг страха и, соответственно, диареи.

Психотерапевт Валерий Синельников указывает, что в основе поноса — беспокойство, ощущение ненадежности мира, зыбкости. Каждая ситуация для них — экстренная, каждое переживание — чрезмерное. Привычка беспокоиться по любому поводу от бытовых мелочей до глобальных проблем жителей Земли приводит к стойкому кишечному расстройству, которое часто обостряется.

Олег Торсунов указывает, что частая нейрогенная диарея свойственна людям духовно нечистоплотным, которые неразборчивы в еде, выборе партнеров, друзей, контактов, идей, хобби.

Вылечить человека с поносом сложнее, чем кажется. Одними противодиарейными средствами истинную причину не устранить, и понос вернется. Полезна психотерапия, направленная на более позитивное восприятие окружающего мира. Если человек увидит, что вокруг много нового и интересного, что это совершенно не опасно, а полезно для него, то он может раз и навсегда изменить свою жизненную позицию, основанную на беспокойстве, страхе, неприятии.

Избавиться от диареи поможет новая полезная привычка — не «бегать» от трудностей и проблемных ситуаций, а «поворачиваться к ним лицом» и решать вопросы по мере их поступления. Взрослым бывает сложно быстро перестроить собственные реакции под такие требования, но если это удается, то о мучительной частой диарее можно забыть.

Детский понос нуждается не только в обследовании у педиатра и своевременном лечении (чтобы не допустить обезвоживания), но и разборе ситуаций, которые вызвали страх и тревогу у малыша. Родители должны поговорить с крохой по душам, постараться узнать, в чем суть страха, и донести до ребенка, что его опасения совершенно беспочвенны. Ребенок, который чувствует себя любимым, который ощущает поддержку взрослых, легче переживает свои страхи (по большому счету нормальные для периода взросления). Участие и поддержка — лучшее лекарство от диареи для ребенка и подростка.

Психосоматика поноса у взрослых: мнение Лиз Бурбо, Луизы Хей о том, какие эмоции вызывают диарею

Психогенная диарея (или «медвежья болезнь») – это нарушение в работе ЖКТ, что сопровождается частыми позывами к дефекации, жидким стулом по причине повышенной нервозности. Если понос стал частым явлением, лечение приносит лишь кратковременное облегчение, врач не находит причину заболевания, возможно следует обратиться к психотерапевту.

Что такое и особенности психогенной диареи

Ментальная диарея является следствием нарушения нервной регуляции и секреторной функции кишечника. Подобное расстройство встречается у взрослых и детей.

Эта патология имеет следующие особенности:

  • диарея развивается как острый приступ вне факта интоксикации или инфицирования;
  • реакция может начаться как ответ на любую эмоцию – от негативной до позитивной, на навязчивые мысли;
  • присутствует общая невротизация организма;
  • отсутствует зависимость приступа от качества и количества пищи;
  • наблюдается ухудшение состояния на фоне щадящей диеты, но наблюдается улучшение при введении в рацион тяжелых, жирных блюд;
  • присутствуют жалобы на состояние прочих органов и систем, не связанных с кишечным трактом и желудком;
  • отсутствует реакция на лечение антибактериальными препаратами, либо после отмены терапии понос возобновляется;
  • после комплексного обследования любых патологий системы ЖКТ, прочих органов не выявляется.

Какие психологические состояния могут вызвать понос

Основной движущей силой психогенной диареи, по мнению ученых, является чувство страха. Под воздействием сильного эмоционального потрясения организм пытается запустить программу самосохранения, убежать от опасности. Но поскольку физически уйти от проблемы в некоторых случаях проблематично, то организм защищает себя при помощи удаления всего ненужного. И первыми отходят каловые массы.

Причины психосоматической диареи:

  1. Депрессия.
  2. Психозы.
  3. Приступ паники.
  4. Маниакально-депрессивные проявления.
  5. Неврозы.
  6. Эмоциональное перевозбуждение или потрясение.
  7. Ребенок может таким образом реагировать на агрессию одноклассников, переезд, новую обстановку.

Психосоматические расстройства возникают у пациентов, в семейном анамнезе которых присутствуют случаи патологий нервной системы. У младенцев жидкий стул на нервной почве не возникает.

Сопутствующие симптомы ментальной диареи

Психологический понос начинается в стрессовой для конкретного пациента ситуации. Улучшение начинается после купирование волнующего фактора. Это явный признак психосоматики.

Сопутствующие симптомы ментального поноса:

  • боли, дискомфорт в животе;
  • ложные позывы на дефекацию;
  • тошнота;
  • рвота;
  • метеоризм;
  • потеря аппетита;
  • боли чуть ниже пупка;
  • прочие признаки нервного напряжения – ощущение кома в горле, холодные конечности, онемение рук или ног, головные боли.

В кале не должно быть крови или слизи. Даже если диарея началась на нервной почве, наличие любых примесей в фекалиях является поводом к срочному обращению к врачу!

Лечение психогенного поноса

Лечение ментальной диареи должно быть комплексным. Простыми препаратами, купирующими внешние симптомы, подобный недуг не побороть. Факт поноса усиливает тревогу и напряженность пациента. Схему терапии подбирает врач, исходя из результатов анализов и возраста больного.

Читать еще:  После первого прикорма понос

Для постановки диагноза показано обследование, включающее:

  1. Бакпосев каловых масс для исключения инфицирования патогенной флорой.
  2. Обследование системы ЖКТ, эндокринной системы.

После исключения физической природы заболевания пациента направляют на консультацию к психотерапевту. По показаниям назначают препараты, купирующие расстройство желудка, спазмолитики для снижения болевого синдрома, расслабления гладких мышц кишечника.

Препаратами выбора могут быть:

  • седативные средства на растительной основе (мягко успокаивают, но без снотворного эффекта, купируют спазмы);
  • антидепрессанты – снижают нервную возбудимость, провоцирующую диарею (без назначения врача не применяются).

Мнение о связи эмоционального состояния и диареи известных психологов

Психогенная форма диареи рассматривается известными психологами как комплекс проблем, нерешенных пациентом. В основе заболевания, по мнению врачей, лежит нежелание принять себя как личность, впитывать новые ощущения или эмоции, зацикленность на прошлом опыте.

Кроме этого, понос психосоматика, которого зависит от мироощущения человека, эзотерически символизирует связь с нижним миром, нежелание человека конструктивно решать накопившиеся проблемы.

Лиз Бурбо

По мнению Лиз Бурбо понос развивается на фоне физических, эмоциональных и ментальных блокировок. Пациент закрыт от всего, пытается отвергнуть новый опыт.

Физическая блокировка заключается в нежелании принимать новую или привычную пищу. При этом пациент начинает поносить, появляются боли в животе.

При эмоциональной блокировке по Лиз Бурбо больной отрицает любые новшества, даже если они были бы ему полезны. Он делает это поспешно, не успев оценить преимущества нового опыта. В результате способность радоваться и удивляться притупляется.

Чувство опасности, вины у такого пациента чрезвычайно развиты. Если он чувствует малейшие признаки опасности, то сделает все возможное, чтобы обезопасить себя.

При ментальной блокировке пациент недооценивает себя. Считает, что не заслуживает лучшего по отношению к себе. Это порождает чувство страха.

Луиза Хей

Ключевая идея американского психоаналитика – наши деструктивные мысли являются первопричиной различных заболеваний. Используя методики самовнушения возможно исцелить себя самостоятельно, предупредить рецидивы патологических процессов.

Диарея по Луизе Хей – ответ организма на глубоко спрятанные страхи. Пациент отрицает все хорошее и плохое, новый опыт и новые знакомства.

Человек хочет убежать от жизни. Это является формой страха. А туалет – стабильное и тихое пристанище, в которое невозможно попасть агрессивному окружению.

Избавиться от поноса по Луизе Хей возможно только убедив себя, что все процессы поглощения и удаления остатков жизнедеятельности протекают в нормальном режиме. Пациент должен принять тот факт, что даже в агрессивном окружающем мире можно жить в мире и согласии с собой.

В книгах Луизы Хей, Лиз Бурбо, прочих апологетов психологии для каждого заболевания, в том числе бактериального генеза, расписаны психологические причины патологического процесса.

Доверять мнению психологов или нет, каждый решает самостоятельно. Но диарейный процесс является признаком множества различных заболеваний, зачастую не связанных с употреблением некачественной пищи. Следует провести тщательное обследование, а только потом обращаться к психотерапевту.

Психосоматика ДЕТСКИХ заболеваний: 8 способов разрушить своего ребенка

Ошибки воспитания детей, допущенные в детстве, иногда приводят к возникновению у ребенка нервозности, которая может препятствовать его дальнейшему нормальному развитию.

Китайские игрушки, трансгенные жиры, кризис в политике – сколько опасностей поджидает маленького человечка, только что пришедшего в этот мир. Однако, задумываемся ли мы, что самыми опасными врагами ребенка могут стать его близкие? Врагами сильными, страшными и всепобеждающими.

Психосоматика воспитания

Сегодня все больше детей становятся завсегдатаями врачебных кабинетов: диагнозы не устанавливаются, лечение плохо помогает, деньги иссякают.

Аллергия, гастрит, простудные атаки, сколиозы и прочие детские болезни уже и не воспринимаются как болезнь: сады переполнены шмыгающими носом и кашляющими детишками, а боли в животе и кривые спины школьников давно стали нормой учебного процесса. Значительно помолодели нервные тики, панические атаки, заикания, навязчивые движения.

По статистике Всемирной организации здравоохранения – 47% больных страдают психосоматическими расстройствами и просто медикаментозное лечение им не поможет.

Несмотря на то, что Международный классификатор болезней 10 дает четкое описание психосоматических расстройств и психогенных факторов болезни, наши врачи пока неохотно «копаются» в этих причинах.

Как же возникает психосоматическое расстройство у ребенка?

С научной точки зрения психосоматическое расстройство имеет:

предрасположенности;

«благоприятную» среду для проявления и развития;

механизм запуска.

Воспитание проходит красной линией через все три составляющие.

Почему воспитание является основной причиной здоровья или нездоровья ребенка?

Начнем с рождения.

Ребенок так устроен, что его способности к осмыслению, умению сопоставлять факты и делать выводы, возникают годам так к 7-10.

Как же до этого времени ребенок воспринимает мир и окружение?

Психофизиолог Пол Маклин еще в 70-х годах на основании десятилетий исследований вывел теорию о том, что мозг человека в своем историческом развитии проходил определенные стадии. Начинался с примитивного образования, далее развиваясь и усложняясь.

Тот же процесс, но в ускоренном темпе претерпевает мозг человека от рождения до зрелости.

Ребенок рождаясь имеет хорошо развитые рефлексы (инстинкты), за которые отвечает древний отдел – ретикулярная формация.

Пол Маклин на основании своих исследований нашел поразительное сходство этой структуры с мозгом рептилий, да так название и прижилось «мозг рептилии».

Позднее нейропсихолог Хью Герхард установила поразительную способность ребенка подстраиваться под мать. Буквально «улавливая» ее жизненные показатели: сердцебиение, расширение-сужение зрачков, давление, тембр голоса — ребенок воспроизводит это в себе!

Что движет младенцем? Инстинкт выживания.

Еда, питье, защита, тепло, сон, лечение – все в руках взрослого.

Ребенок на 100% зависит в своем выживании от матери.

Потому природой заложен уникальный механизм их сонастройки: мать через гормональные процессы имеет повышенный уровень чувствительности к ребенку.

Ребенок через инстинктивные способности «считывает» мать и максимально подстраивается под нее.

Собственно это – механизм выживания.

Однако огромное значение имеет то, под что подстраивается ребенок: отношение матери с любовью и отношение с раздражением запускают абсолютно разные процессы развития мозга ребенка.

Если любовь взращивает мощные защитные механизмы будущей стрессоустойчивости у ребенка, то раздражение и ненависть разрушает их.

Увы, с возрастом это неосознанное подстраивание у ребенка не уходит. Да, ребенок растет и вроде бы у него формируется свое «Я», но пока он беззащитен пред миром он использует эту подстройку для того, чтобы быть «угодным, нужным, принятым», а значит накормленным, одетым и защищенным.

Если родитель не понимает и не контролирует этот процесс – велика вероятность, что ребенок научиться фальсифицировать свои чувства, лишь бы быть угодным родителю. В дальнейшем это путь к внутренним конфликтам и возможной психосоматике.

Читать еще:  Помогает ли ромашка при поносе

«А как же дети, орущие без остановки, доводящие своим поведением до истерики родителей ?» – спросите Вы.

Если разобраться, то они тоже отвечают на подсознательные страхи или ожидания родителей. Зачастую такой родитель уверен: ребенок это тяжелое испытание, это много проблем, это страшно и опасно.

Вы замечали, как много иностранцев путешествует с новорожденными? Ни родители, ни дети даже не подозревают, что это «тяжело, опасно и глупо». Они просто счастливы.

Итак: в списке основных причин психосоматических расстройств первое место занимает «искажение телесно-психической реактивности (вследствие нарушения симбиоза с матерью в первый год жизни)».

Что может вызвать холодность, раздражение или ненависть матери? От гормонального дисбаланса – до неосознаваемых концепций и установок, и чем быстрее мать с этим разберется – тем больше шансов на благополучие ребенка.

Далее ребенок растет и начинается процесс его «встраивания» в систему взглядов и традиций семьи, затем системы образования, затем общества в целом.

Какие ловушки поджидают здесь родителя?

Ловушка первая: непонимание «устройства» ребенка.

Большинство взрослых считает, что ребенок — это уменьшенная копия взрослого со всеми функциями и способностями взрослого, просто неразвитыми на все 100% .

Это глобально заблуждение. Ребенок принципиально другой. И ожидать от него того, что может взрослый, но со скидкой на возраст – неправильно.

В каждом периоде развития мозга ребенка есть «отключенные» до поры до времени функции, а есть такие, которыми ребенок пользуется сейчас, но они напрочь «отпадут» в старшем возрасте.

Их необходимо знать, ими необходимо руководствоваться, выставляя ребенку задачи и требования.

Это гарантия, что родители не покалечат ребенка и не упустят задержек в его развитии.

Если этим пренебрегать – невроз и родителю и ребенку обеспечен.

Ловушка вторая: ожидание похожести ребенка.

Генетическая предрасположенность — механизм сложный и неоднозначный. Большинство родителей уверены, что ребенок просто обязан быть таким, как они.

Так же думать, так же поступать, да что мелочиться – жизнь прожить также.

Однако это практически не возможно. Механизм защиты от деградации построен природой именно так, чтобы ребенок был НЕ ПОХОЖ на своего родителя. Был другим. Внешняя схожесть скорее приятный бонус в этом процессе.

Принять или не принять эту непохожесть – значит заложить причину гармонии или психической дисгармонии ребенка.

Более сложной является третья ловушка воспитания: попытка родителя взять реванш за свою неудавшуюся жизнь, проживая за ребенка его жизнь.

Вкусы, друзья, цели, путь в жизни и многое другое за ребенка выбирает родитель.

Что получает в итоге такой ребенок?

  • Психосоматические расстройства как следствие постоянного внутреннего напряжения;
  • психические расстройства, как следствие разрушения структур личности.

Четвертая ловушка воспитания: учу тому, чего сам не делаю.

Ребенок до 5-7 лет впитывает поведение взрослых, примеряя на себя их способности, не анализируя. Это тот же процесс выживания: хочешь жить – соответствуй.

Многие родители считают, что вот подрастет ребенок – начнем воспитывать: «то привьем, это отобьем».

А ребенок с рождения уже все впитал на примере родителей и важных для него взрослых. Автоматически, глубоко и безвозвратно.

  • Будет ли ребенок душой компании и общественным деятелем в школе — зависит от того насколько родители открыты к общению и участию в общественной жизни.
  • Будет ли он нахлебником, или опорой семьи – зависит от того, что он видел в родительской семье.
  • Будет ли он счастлив в отношениях с противоположным полом, зависит от того, как жили мать с отцом, и какое это произвело впечатление на ребенка.

Быть одним, а ребенка учить быть другим – психофизиологически несостоятельная схема.

Ловушка пятая: эмоциональный и когнитивный капитал

«Жизнь сложна, родители пашут на износ для благополучия ребенка, не до усипусек!».

Самая коварная ловушка.

От стресса ребенка защитят и помогут из него выкарабкаться как в детстве, так и во взрослой жизни, стресс-лимитирующие механизмы, одним из которых является эмоциональный и когнитивный капитал.

Ребенку важнее чувство защищенности от того, что отец выслушал и дал дельный совет, разложил по полочкам ситуацию; нежели проигнорировал, но дорого кормит и одевает.

Именно родительское внимание и помощь отложатся навсегда и послужат примером для следующих преодолений сложностей.

Положительные эмоции каждого дня: радость от вкусного пирога, счастье от возможности бегать по лужам, обнимашки без причины от мамы, невероятный выходной с отцом – все это не просто красивые картинки.

Это эмоциональные кирпичики стойкости духа и физического здоровья.

Ловушка шестая: любовь или требования?

Любить и залюбливать, или требовать и взыскивать? Одни предпочитают свободное воспитание с максимумом любви и минимумом требований, другие – строгость и приучение к реальной жизни с пеленок.

Однако если не соблюсти баланс — первое может привести к невротическим депрессиям в будущем, а второе — к компульсивным расстройствам.

Вопрос баланса любви и требований – вопрос психосоматического здоровья ребенка.

Ловушка седьмая: модели воспитания – откуда они?

Большинство родителей практически не задаются вопросом: «какой системой воспитания я руководствуюсь»?

Этому есть логическое объяснение: довольные собой и своей жизнью родители воспитывают так, как их воспитывали их родители.

Недовольные же воспитывают по принципу: «никогда не буду как мой мама-папа».

И первый, и второй варианты не гарантируют отсутствия ошибок, ведь никто не оценивает родительскую систему воспитания по результату: здоровый и счастливый человек.

Так уж принято считать, что «каждый сам кузнец своего счастья», а здоровье – вообще «темный лес». Потому в систему воспитания, как причину нездоровья и несчастья, никто и не заглядывает.

Ловушка восьмая: мне уже не до счастья, но все сделаю для счастья своего ребенка!

К сожалению, это невозможно. Какую бы правильную систему воспитания не выбрал родитель, но если, как личность, он чувствует себя неудавшимся, несчастным — ребенок «перетянет» и комплекс неполноценности, и потерянность, и неспособность к отношениям, и многое другое, что мучает родителя. опубликовано econet.ru .

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector