204 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рвота и понос после причастия

Исповедь, причастие, епитимья…

Я хочу исповедоваться, но боюсь, что священник наложит на меня епитимью. Что это такое?

Вообще же под епитимьей обычно понимается или определенное молитвенное правило, или посильный подвиг — поклоны, пост, или временное отлучение от Причастия. Но повторимся еще раз: главный принцип назначаемой епитимьи заключается в том, что она должна служить не делу разрушения, а делу созидания души христианина, должна не уязвлять, а врачевать. Конечно, для человека с чувствительным самолюбием и сравнительно легкая епитимья может быть непростым испытанием, однако если он смирится с ней, она, безусловно, принесет ему пользу.

С какого возраста дети должны исповедоваться перед Причастием? Как научить ребенка исповедоваться?

Принято считать, что впервые ребенок должен исповедоваться перед Причастием по достижении семилетнего возраста. Этого правила лучше всего и придерживаться. С некоторой лишь оговоркой: бывают дети, которые и в шесть лет обладают настолько ясным сознанием и душевным развитием, что могут по-настоящему серьезно и вдумчиво исповедоваться, а бывают и такие, что в восемь лет совершенно не понимают, чего хотят от них родители, когда подводят к аналою с Крестом и Евангелием. И вполне разумно одних допустить до исповеди несколько раньше, а от других не требовать того, к чему они еще не готовы, поскольку формализм в духовной жизни неприемлем и может принести огромный вред, взращивая в христианине с младых ногтей самого настоящего фарисея.

Научить человека исповедоваться – не так уж и легко. Не только дети, но и вполне взрослые прихожане исповедоваться не умеют. И огромную ошибку допускают родители, когда требуют, чтобы дети исповедовались по некоторому – формальному же – списку вопросов. Тем более неприемлема такая уродливая практика, когда папа и мама «надиктовывают» ребенку его исповедь и он твердит ее раз за разом, слово в слово, словно заезженная пластинка, не давая себя даже труда понять, что значит тот или иной названный им грех.

Куда важнее учить не исповедоваться, а жить по совести, причем учить не набивающим оскомину назиданием, а собственным, ярким и красивым примером. Когда совесть жива, сильна, она остро ощущает всякую совершенную нами неправду, и это ощущение рождает покаяние подлинное – глубокое, искреннее, сопряженное с ненавистью к греху и желанием от греха избавиться и более его не допускать. Это в равной степени относится к исповеди как детской, так и взрослой.

Как исповедовать плотские грехи? Можно ли если очень стесняешься просто записать и показать священнику?

Святые отцы учат, что исповедовать плотские грехи подробно и в деталях (равно как и блудные помыслы) не следует. Во-первых, такое внимание к деталям может возобновить в душе самого исповедующегося воспоминание пережитых падений и искушений, во-вторых, будет небезвредно и для принимающего исповедь священника, если только он не бесстрастен. Однако говорить о грехе всегда надо так, чтобы было ясно, в чем заключается его суть, чтобы грех не умалялся и не преувеличивался. В некоторых случаях ради преодоления стыда действительно бывает необходимо записать грехи на листе бумаги и дать прочитать священнику. Подобные примеры можно найти и в некоторых житиях святых, в частности, в житии святителя Василия Великого, к которому пришла женщина, чьи грехи были столь постыдны (или же она сама столь чувствительна), что ей никак не удавалось произнести их вслух, почему она и доверила их бумаге. Но лучше все же ради смирения бывает понудить себя и сказать грех как он есть самостоятельно.

Я читала, что какому-то человеку было открыто, как во время исповеди каждый грех в виде змея выходит из уст кающегося при его оглашении. А как же тогда выходит этот змей, если часто батюшка сам про себя зачитывает грехи кающегося по бумажке?

Нужно помнить, что во всех подобных откровениях видимое людьми являло собой лишь образ происходившего в области духовной. И ни в коем случае нельзя относиться к Таинству так «материалистически». «Выходящий из уст змей» — образ обнаружения кающимся своего греха в покаянии, открытие его перед Богом и перед священником. И нет решительного различия, как именно это происходит — посредством словесного оглашения или же посредством написания на бумаге. Хотя, как уже говорилось выше, лучше все-таки мужественно произносить грехи самому, терпя при этом целительные боль и стыд.

Как нужно вести себя в день Причастия? Правда ли, что нельзя чистить зубы в этот день?

Не только в день Причастия, но и в каждый день своей жизни христианину необходимо помнить о том, что каждое мгновение он находится перед взором Всевидящего Бога. Нет ничего — ни во внешних поступках его, ни в сокровенности души,— что не было бы ведомо Господу и вместе с тем не было бы значимо для Него, ибо все, что касается человека, касается, как поразительно сильно сказано в молитве преподобного Серафима Вырицкого, зеницы Божиего ока[1].

Но день Причастия все же особый, это день теснейшего единения со Христом, когда мы принимаем Его в себя в Его Пречистых Тайнах и имеем в нас «живуща и пребывающа». Соответственно и особенно внимательными к себе мы должны быть до и после Причащения, особенно остерегаться, как бы не прогневать Господами своими делами, словами и мыслями и не лишиться слишком скоро того Дара, который преподал Он нам в этом величайшем Таинстве

Вопрос же о чистке зубов, равно как и другие из этого ряда – о том, можно ли есть рыбу, выплевывать вишневые косточки и пр., — вряд ли является самым существенным. Хотя ради благоговения и некоторой естественной предосторожности можно от всех таких действий воздержаться. Помня, впрочем, что после Причастия мы специально принимали запивку и кусочек просфоры или артоса и не поддаваясь панике, если вдруг вечером по рассеянности все же почистили перед сном зубы.

Здравствуйте! Вчера причащала сына (ему 3,5 года). До этого ребенок болел (проблемы с желудком), я специально хотела его причастить, чтобы быстрее выздоровел. Причащаю его регулярно. Он выстоял почти всю службу, причастился, выпил запивочку. Но когда слушали проповедь, поперхнулся (жевал просфорку), и его вырвало. Вытерли все тряпкой и забрали, чтобы сжечь. Но я не сообразила, что одежду тоже надо было сжечь, и выстирала ее. Нужно ли мне теперь что-то делать с этой одеждой? Что делать, чтобы такие случаи больше не повторялись?

Думаю, что об этом происшествии обязательно надо упомянуть на исповеди. Приносить ли одежду в храм для сожжения? – Сейчас, после того, как Вы ее выстирали, наверное, уже не надо. Из Вашего рассказа можно понять, что вырвало ребенка просто из-за того, что он поперхнулся просфорой. Если так, то вины Вашей в этом нет и на будущее можно смотреть, пожалуй, лишь за тем, чтобы кусочек просфоры не был слишком большой. Если же его вырвало из-за желудочного заболевания, то, конечно, благоразумней было бы подождать сначала, пока он не поправится вполне, а уже затем вести на Причастие. Не исключено, что Вы могли погрешить в том, что отнеслись к Таинству слишком «утилитарно»: «чтобы быстрее выздоровел», и потому Господь попустил искушение. Впрочем, это лишь мое предположение.

Как быть, если ребенок капризничает перед Причастием? Причащать ли его или привести в другой день?

Разумнее будет посмотреть на состояние ребенка. Попытаться успокоить и, если это удастся, то все же причастить. Только принять при этом необходимые меры предосторожности: покрепче держать ручки, ножки, головку и даже попросить кого-то в этом помочь. Если же ребенок буквально заходится в крике и никак не успокаивается, так что есть риск толкнуть Чашу, то Причастие лучше отложить до другого дня. Но, разумеется, надо потом, придя домой, разобраться в себе – ведь чаще всего такое поведение ребенка во время Причащения связано не столько с его самочувствием, сколько с жизнью родителей. Всегда похвально желание папы и мамы чаще причащать сына или дочку, но не менее необходимо регулярно исповедоваться и причащаться им самим.

До какого возраста допускается кормить младенца перед Причастием?

До того момента, когда он объективно уже сможет обходиться без этого приема пищи.

Может ли мирянин несколько дней подряд причащаться Святых Христовых Таин, не исповедуясь (скажем, в воскресенье исповедовался, с воскресенья по субботу ежедневно причащаюсь без исповеди, только вычитывая правило)?

Хотя в наши дни достаточно говорится и пишется (и вполне, надо полагать, справедливо) о необходимости более частого Причащения, все должно иметь разумную меру. Если избегать крайностей и принимать во внимание советы многих опытных духовников, то можно рекомендовать причащаться раз в одну-две-три недели — в зависимости от духовной ревности и чистоты жизни конкретного человека, а также — от мнения того священника, у которого он исповедуется. Более частое Причащение возможно в случаях, когда «встречается» несколько больших церковных праздников, или на Страстной Седмице Великого поста, или при каких-то особых обстоятельствах в жизни человека (тяжкая болезнь, невыносимая скорбь и т.п.), но только – по совету и благословению священника. В таких случаях действительно можно исповедоваться однажды, а в последующие дни, если никаких крупных грехов не случилось, причащаться уже без исповеди.

Читать еще:  После кесарева сечения диарея

Если я хочу причаститься на ночной (Рождественской или Пасхальной) службе, то с какого времени надо воздерживаться от пищи и воды?

Какой-то единой нормы на этот счет не существует, но «традиционно» принято в канун таких дней есть не позже семи-восьми часов вечера. Если же есть возможность, то лучше поупражняться в воздержании и последний раз потрапезничать еще раньше — днем. Но тут каждый должен правильно рассчитать свои силы, чтобы если после ночной службы разговение в трапезной храма не предусматривается, не изнемочь и не принести вреда своему здоровью.

[1] Имеется в виду текст, который считается духовным завещанием прп. Серафима Вырицкого «От Меня это было». Он составлен как беседа Бога с душой человека: «Думал ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего». Цит. по: От Меня это было. М.: Данилов мужской монастырь. 2007. — Ред.

Оптина Пустынь

Толкования
Священного
Писания

Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова».

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо­лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

Го­во­рить, стоя на цер­ков­ных служ­бах, или об­зи­рать гла­за­ми по сто­ро­нам не толь­ко неп­ри­лич­но, но и прог­нев­ля­ет Гос­по­да нев­ни­ма­ни­ем и бесстра­ши­ем. Ес­ли не мо­жем мы ду­шев­но, то по край­ней ме­ре те­лес­но и ви­ди­мо да дер­жим се­бя бла­гоп­ри­лич­но. Те­лес­ное и ви­ди­мое бла­гоп­ри­ли­чие мо­жет при­во­дить нас к бла­го­му уст­ро­е­нию внут­рен­них по­мыс­лов.

оптинские
книги

Расписание Богослужений

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

70. За ослабление поста укоряйте себя, кайтесь и смиряйтесь. Чтение дополнительных молитв не должно мешать выполнению св. послушания

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Два письма от Вас, а так же и деньги двенадцат рублей переводом по почте за посланныя Вам книги получил и благодарю Вас за аккуратное доставление.

Благодарю Вас за благожелательное приветствие меня, грешнаго, с душеспасительною седмицею Страстей Христовых и с грядущим праздником св. Пасхи.

Учительница ваша Евдокия не решилась кушать в пост рыбу. – Это хорошо, легче на совести. Что Вы лишний раз в пост кушаете, это ничего. Ведь Вы не от прихоти так поступаете, а по нужде. Впрочем, все-таки укоряйте себя, кайтесь и смиряйтесь. И тут укорнаго ничего нет, что Вы по слабости ночью читаете молитву лежа и четки исполняете. Самоукорение же, покаяние и смирение и здесь не лишни.

Читать иногда лишния главы из св. Евангелия и акафисты можете. Наблюдайте только, чтобы все это исполнялось Вами без особеннаго отягощения, ибо от настоятельницы требуется заботиться и о делах порученнаго ей от Господа св. послушания, разумею дела обительския.

Что Анна Смирновская посмирнела – это Божия милость и благодать. Слава Господу!

Учительнице Вашей местный Совет не дает утверждения. – Что делать? Потерпеть должно с молитвою в надежде на помощь Божию, авось Совет этот изменится. Ибо один только совет Господень пребывает вовек.

Испрашивая на Вас и на всех сестер обители вашей мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

71. О сборах в пользу различных обществ и учреждений

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 23 марта получил и благодарю Вас за поздравление меня, грешнаго, с праздниками Благовещения Пресвятой Девы и Входа Господня в Иерусалим, также с великою Страстною седмицею и, наконец, с великим праздником светлаго Христова Воскресения и за благожелания Ваши.

Получил также от Вас переводом по почте двенадцать рублей, которые и распределены по Вашему назначению. Всеблагий Господь да воздаст Вам за усердие Ваше Своею великою милостию по расположению сердца Вашего.

Пишете, что не отсылаете сполна сборов, например, в пользу Российскаго общества Краснаго Креста и проч., имея в виду многия другия требования епархии, на которыя сборов нет. – По крайней мере, прикажите собирать с оговоркой, например, в пользу Российскаго общества Краснаго Креста и на другия епархиальныя потребности. Тогда и можете отделять с спокойною совестию.

Учительница Евдокия утверждена. – Слава Богу!

Испрашивая на Вас и на келейных Ваших: мм. Пафнутию, Илариону, Зосиму, Онисифору и Марию, и на м. Вячеславу с учительницей Евдокией, и на всю обител вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

72. Господь временными скорбями хочет избавить от вечных ужаснейших мучений

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Скорбное Ваше писание от 21 мая получил и очень сочувствую Вашей общемонастырской скорби. Но что делать? Есть народная пословица: „С горя не убиться, хлеба не лишиться». Хоть и пришлось Вам потерпеть ущерб по обители, опять при помощи Божией начинайте строиться в надежде на милость Божию, веруя словам уважаемаго пастыря Христова стада о. Иоанна Кронштадтскаго, что, Бог даст, построитесь еще лучше, чем прежде было. Господь да благословит и да поможет Вам трудиться.

Вы думаете, что за грехи Господь наказал Вас. – Может быть, и так, а может быть, к испытанию Вашей веры, а скорее всего по той и другой причине. Впрочем, как бы то ни было, Ваше дело – в постигшем Вас временном наказании усматривать должно благость Божию к Вам и любовь. Ибо Господь Премилосердый временными скорбями хочет избавить Вас от вечных ужаснейших мучений, о которых и подумать страшно. А потому взывайте ко Господу с праведным Иовом: Буди имя Господне благословенно отныне и до века!

Здоровье мое поправляется.

Испрашивая на Вас, и на всех сестер обители вашей, и на дела и труды ваши мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

73. При приеме лекарств следует смотреть и на свою совесть

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 4 июня получил. Передал от Вас м. Анне Смирновской поклон и уведомление о получении на ея имя от сестры 50-ти рублей.

Спрашиваете меня, грешнаго, употреблять ли гематоген в лечение. – Да ведь это лекарство. В лекарствах чего-чего доктора не дают? Впрочем, каждый должен смотреть на свою совесть. Если кто может со спокойной совестию принимать это лекарство, тот пусть принимает с самоукорением и с покаянием.

В трудах по постройкам да поможет Вам Господь.

Здоровье мое, по милости Божией, довольно поправилось, так что я уже выхожу в храм Божий, впрочем, только к литургиям.

Испрашивая на Вас и на всю обитель вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

74. Как поступать при рвоте после Св. Причастия

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 30 июля получил. Но простите, что, занявшись другими делами, забыл о нем.

Писали Вы, что больной монахине Исидоре предстоит операция. – Ну что ж? Бог да благословит и да поможет совершить операцию благополучно.

Еще писали Вы, что 6 августа кушали Вы сливы. И мы также поступали по-вашему. Что делать? Будем больше укорять себя пред Господом. Теперь Вы, без сомнения, давно поговели и сообщились Св. Христовых Таин. Поздравляю и милости Божией желаю.

Еще писали Вы, что недавно похоронили Вы юную монахиню Алексию, у которой в день кончины вышла изо рта обильная мокрота, между тем как она в тот же день утром сообщилась Св. Христовых Таин. Подобным образом в день ея пострижения в 6 часов вечера ее причастили, а после полуночи ее стало рвать. – В том и другом случае времени от Причащения прошло много, и тут укорнаго ничего нет. А впрочем, нелишне было бы сорванное отнести в проточную воду или там к стороне, где не было бы нечистоты.

Получил аз грешный и первыя два Ваши письма. Но простите, что по немощи и недосугу не отвечал на оныя. Слава Богу, что постройки у Вас на хуторе воздвигаются. О доме же не очень кручиньтесь. Милостив Господь! Поможет. Расплатитесь.

Читать еще:  Отвар из риса при поносе рецепт

Испрашивая на Вас и на всю обитель вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

75. Лучше не общаться с тем, к кому возникло сильное увлечение

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 4 сентября получил. Слава Богу, что ваши дачныя дела устраиваются. Благодарите Господа за сию великую Его к Вам милость. А должно быть, о. Иоанн Кронштадтский правду сказал Вам: „Лучше выстроите, Матушка».

Слава Богу, что м. Исидора благополучно вынесла операцию. Следовало бы ей теперь поберегаться, доколе совсем не оправится.

Написали Вы, что увлекаетесь одним человеком. Позаботьтесь, Матушка, прекратить всякое с ним сношение. Лучше жить в несогласии и раздоре с таким человеком. Это полезнее будет для души Вашей. Сего не отрицает и св. Иоанн Лествичник. А народная пословица говорит, что от искры пожар бывает.

Испрашивая на Вас и на всю обитель вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

76. О необходимости строгаго соблюдения поста. Послушницам не следует сближаться с молодыми людьми

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письма Ваши от 1 и 13 ноября получил. Св. икону, если Владыка ваш благословил Вам поставить в вокзале, то я ничего против этого не могу сказать . Только нужно тогда посылать туда благонадежных старушек. И как на это дело, так и на подобныя дела предварительно должно испрашивать благословения у Преосвященнаго, и тогда уже приниматься за самое дело.

Во втором письме описали Вы случай, бывший с Вами в Петербурге: одну половину скоромнаго пирожка в среду скушали Вы по забвению, а другую половину скушали, уже опомнившись. Первый грех извинителен, а другой не извинителен. Это похоже на то, как если бы кто по забвению бежал к пропасти, но среди дороги опомнился бы и все-таки продолжал бы бежать, презирая угрожающую ему опасность. У нас в обители был такой случай. Один брат в постный день нашел у себя в кармане крошку сдобнаго пирога величиною с кедровый орех и подумал: что за важность, если я съем эту крошку, и сел. Но совесть тотчас же стала обличать его за сознательный грех. Обяснил он об этом Старцу Иеромонаху Амвросию, и Старец за эту крошку определил ему эпитимию – положить 12 поклонов. А Ваш пирожок – не крошка, и потому эпитимия должна бы быть Вам определена побольше немножко. Когда будете исповедоваться, скажите духовнику и этот грех и попросите его наложить на Вас хоть какую-нибудь эпитимию для успокоения совести. Прочие грехи, не исключая нарушения поста в понедельник среди людей, не соблюдающих в понедельник поста, тоже сказывайте на исповеди духовнику, хотя без эпитимии.

Послушница познакомилась с молодым человеком. – Напрасно знакомилась. Молодой человек хочет застрелиться, если она не выйдет за него замуж. Это показывает, что он человек неблагоразумный. А потому за такого выходить замуж не одобряется. Если послушница эта искренно желает спасения души своей, то всячески должна беречь себя и отнюдь не заводить никаких знакомств с молодыми людьми, в особенности с мужчинами, и не переписываться, даже избегать встреч с ними и прекратить близкия отношения.

Испрашивая на Вас и на всю обитель вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

P.S. Говорите, что из псковских монастырей в одном только вашем соблюдают пост в понедельники. – Ну, что ж? И должно соблюдать тот устав, где какой введен.

77. Если духовник отпустил грех, то и Бог отпустил

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Ваше Высокопреподобие всечестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше получил. За поздравление Ваше с наступающим праздником Рождества Христова благодарность приношу и также Вас поздравляю с сим праздником, молитвенно желая Вам от Господа спасения души, крепости, сил душевных и телесных и умножения лет.

Относительно пирожка пора уж и позабыть. Если разрешил духовник, то и Бог разрешил. И эпитимия тут не требуется.

Что на дело об иконе смотрите сквозь пальцы, это словно и лучше.

Наталия если просила прощения, то и пусть остается. Может быть, и загладит свою вину. А Вы маленькое попечение об ней приложите и приимете мзду от Господа.

Просьбы Ваши исполнены. Батюшка о. Амвросий да благословит усердие Ваше, и своими святыми молитвами да укрепит Вас и поможет в многотрудном подвиге Вашем.

Испрашивая на Вас мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

78. Поздравление с праздником Рождества Христова

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Ваше Высокопреподобие всечестнейшая матушка игумения Людмила!

Милости Божией и душевнаго спасения вам желаю.

Письмо Ваше получил и за поздравления с праздником Рождества Христова и Новым годом и за Ваши молитвы благодарность приношу. Да вознаградит Господь усердие Ваше.

Келейным Вашим: мм. Пафнутии, Иларионе, Онисифоре, Зосиме и Марии посылаю благословение, благодарю их за поздравление и желаю им помощи Божией в трудах и спасения души.

Обитель всю да хранит в мире Господь.

Вячеславе да поможет Господь во внешних трудах и благоустроит ея и внутреннее делание. Но писать – не пишет.

Испрашивая на Вас мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

79. Скорби и утешения необходимы в духовной жизни для обучения

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Ваше Высокопреподобие всечестнейшая матушка игумения Людмила!

Милости Божией и душевнаго спасения вам желаю.

Получил Ваши два письма от 11 января и 19 февраля. Простите, что по немощи телесной на первое не ответил. За поздравление с новолетием, а также и с приближающейся св. Четыредесятницей и за Ваши благожелания усердно благодарю и молю Господа об укреплении сил Ваших душевных и телесных и о помощи свыше в многотрудном и многополезном служении Вашем.

В первом письме описываете Ваши скорби и утешения. И то, и другое необходимо в духовной жизни для обучения. Первыми наказует Господь, дабы вразумлялись и исправлялись, а вторыми – утешает и ободряет, дабы не унывали. За все слава Богу! Радуюсь, что помог Вам Господь спасти Наталию. А за скорби – награда у Господа.

За сообщение об м. Анне благодарю, надо будет к сведению принять. К смирению надо приклонять ее больше.

Утешительно читать было и о том, что ко внутренним крестам Вашим прибавляется и внешний! Отказываться теперь никто не отказывается, очень хорошо то, что без ведома Вашего. А что нашлись средства неожиданно, то знак есть Божия к сему благоволения.

С наступающей св. Четыредесятницей поздравляю. Да поможет Вам Господь благоугодно совершить оную и в радости духовной достигнуть и поклониться Его тридневному Воскресению. Если здоровье слабо и силы не выносят долгаго поста, то можно и подкрепиться пред Часами, укоряя себя и принося в сем покаяние.

Господь да простит Вас во всем. Смиренно и я испрашиваю у Вас прощения себе.

Призывая на Вас и на всю обитель мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

Вячеславу да помилует Господь за молитвы Ваши.

Исповедь, причастие, епитимья…

Я хочу исповедоваться, но боюсь, что священник наложит на меня епитимью. Что это такое?

Вообще же под епитимьей обычно понимается или определенное молитвенное правило, или посильный подвиг — поклоны, пост, или временное отлучение от Причастия. Но повторимся еще раз: главный принцип назначаемой епитимьи заключается в том, что она должна служить не делу разрушения, а делу созидания души христианина, должна не уязвлять, а врачевать. Конечно, для человека с чувствительным самолюбием и сравнительно легкая епитимья может быть непростым испытанием, однако если он смирится с ней, она, безусловно, принесет ему пользу.

С какого возраста дети должны исповедоваться перед Причастием? Как научить ребенка исповедоваться?

Принято считать, что впервые ребенок должен исповедоваться перед Причастием по достижении семилетнего возраста. Этого правила лучше всего и придерживаться. С некоторой лишь оговоркой: бывают дети, которые и в шесть лет обладают настолько ясным сознанием и душевным развитием, что могут по-настоящему серьезно и вдумчиво исповедоваться, а бывают и такие, что в восемь лет совершенно не понимают, чего хотят от них родители, когда подводят к аналою с Крестом и Евангелием. И вполне разумно одних допустить до исповеди несколько раньше, а от других не требовать того, к чему они еще не готовы, поскольку формализм в духовной жизни неприемлем и может принести огромный вред, взращивая в христианине с младых ногтей самого настоящего фарисея.

Читать еще:  Хожу в туалет черным поносом

Научить человека исповедоваться – не так уж и легко. Не только дети, но и вполне взрослые прихожане исповедоваться не умеют. И огромную ошибку допускают родители, когда требуют, чтобы дети исповедовались по некоторому – формальному же – списку вопросов. Тем более неприемлема такая уродливая практика, когда папа и мама «надиктовывают» ребенку его исповедь и он твердит ее раз за разом, слово в слово, словно заезженная пластинка, не давая себя даже труда понять, что значит тот или иной названный им грех.

Куда важнее учить не исповедоваться, а жить по совести, причем учить не набивающим оскомину назиданием, а собственным, ярким и красивым примером. Когда совесть жива, сильна, она остро ощущает всякую совершенную нами неправду, и это ощущение рождает покаяние подлинное – глубокое, искреннее, сопряженное с ненавистью к греху и желанием от греха избавиться и более его не допускать. Это в равной степени относится к исповеди как детской, так и взрослой.

Как исповедовать плотские грехи? Можно ли если очень стесняешься просто записать и показать священнику?

Святые отцы учат, что исповедовать плотские грехи подробно и в деталях (равно как и блудные помыслы) не следует. Во-первых, такое внимание к деталям может возобновить в душе самого исповедующегося воспоминание пережитых падений и искушений, во-вторых, будет небезвредно и для принимающего исповедь священника, если только он не бесстрастен. Однако говорить о грехе всегда надо так, чтобы было ясно, в чем заключается его суть, чтобы грех не умалялся и не преувеличивался. В некоторых случаях ради преодоления стыда действительно бывает необходимо записать грехи на листе бумаги и дать прочитать священнику. Подобные примеры можно найти и в некоторых житиях святых, в частности, в житии святителя Василия Великого, к которому пришла женщина, чьи грехи были столь постыдны (или же она сама столь чувствительна), что ей никак не удавалось произнести их вслух, почему она и доверила их бумаге. Но лучше все же ради смирения бывает понудить себя и сказать грех как он есть самостоятельно.

Я читала, что какому-то человеку было открыто, как во время исповеди каждый грех в виде змея выходит из уст кающегося при его оглашении. А как же тогда выходит этот змей, если часто батюшка сам про себя зачитывает грехи кающегося по бумажке?

Нужно помнить, что во всех подобных откровениях видимое людьми являло собой лишь образ происходившего в области духовной. И ни в коем случае нельзя относиться к Таинству так «материалистически». «Выходящий из уст змей» — образ обнаружения кающимся своего греха в покаянии, открытие его перед Богом и перед священником. И нет решительного различия, как именно это происходит — посредством словесного оглашения или же посредством написания на бумаге. Хотя, как уже говорилось выше, лучше все-таки мужественно произносить грехи самому, терпя при этом целительные боль и стыд.

Как нужно вести себя в день Причастия? Правда ли, что нельзя чистить зубы в этот день?

Не только в день Причастия, но и в каждый день своей жизни христианину необходимо помнить о том, что каждое мгновение он находится перед взором Всевидящего Бога. Нет ничего — ни во внешних поступках его, ни в сокровенности души,— что не было бы ведомо Господу и вместе с тем не было бы значимо для Него, ибо все, что касается человека, касается, как поразительно сильно сказано в молитве преподобного Серафима Вырицкого, зеницы Божиего ока[1].

Но день Причастия все же особый, это день теснейшего единения со Христом, когда мы принимаем Его в себя в Его Пречистых Тайнах и имеем в нас «живуща и пребывающа». Соответственно и особенно внимательными к себе мы должны быть до и после Причащения, особенно остерегаться, как бы не прогневать Господами своими делами, словами и мыслями и не лишиться слишком скоро того Дара, который преподал Он нам в этом величайшем Таинстве

Вопрос же о чистке зубов, равно как и другие из этого ряда – о том, можно ли есть рыбу, выплевывать вишневые косточки и пр., — вряд ли является самым существенным. Хотя ради благоговения и некоторой естественной предосторожности можно от всех таких действий воздержаться. Помня, впрочем, что после Причастия мы специально принимали запивку и кусочек просфоры или артоса и не поддаваясь панике, если вдруг вечером по рассеянности все же почистили перед сном зубы.

Здравствуйте! Вчера причащала сына (ему 3,5 года). До этого ребенок болел (проблемы с желудком), я специально хотела его причастить, чтобы быстрее выздоровел. Причащаю его регулярно. Он выстоял почти всю службу, причастился, выпил запивочку. Но когда слушали проповедь, поперхнулся (жевал просфорку), и его вырвало. Вытерли все тряпкой и забрали, чтобы сжечь. Но я не сообразила, что одежду тоже надо было сжечь, и выстирала ее. Нужно ли мне теперь что-то делать с этой одеждой? Что делать, чтобы такие случаи больше не повторялись?

Думаю, что об этом происшествии обязательно надо упомянуть на исповеди. Приносить ли одежду в храм для сожжения? – Сейчас, после того, как Вы ее выстирали, наверное, уже не надо. Из Вашего рассказа можно понять, что вырвало ребенка просто из-за того, что он поперхнулся просфорой. Если так, то вины Вашей в этом нет и на будущее можно смотреть, пожалуй, лишь за тем, чтобы кусочек просфоры не был слишком большой. Если же его вырвало из-за желудочного заболевания, то, конечно, благоразумней было бы подождать сначала, пока он не поправится вполне, а уже затем вести на Причастие. Не исключено, что Вы могли погрешить в том, что отнеслись к Таинству слишком «утилитарно»: «чтобы быстрее выздоровел», и потому Господь попустил искушение. Впрочем, это лишь мое предположение.

Как быть, если ребенок капризничает перед Причастием? Причащать ли его или привести в другой день?

Разумнее будет посмотреть на состояние ребенка. Попытаться успокоить и, если это удастся, то все же причастить. Только принять при этом необходимые меры предосторожности: покрепче держать ручки, ножки, головку и даже попросить кого-то в этом помочь. Если же ребенок буквально заходится в крике и никак не успокаивается, так что есть риск толкнуть Чашу, то Причастие лучше отложить до другого дня. Но, разумеется, надо потом, придя домой, разобраться в себе – ведь чаще всего такое поведение ребенка во время Причащения связано не столько с его самочувствием, сколько с жизнью родителей. Всегда похвально желание папы и мамы чаще причащать сына или дочку, но не менее необходимо регулярно исповедоваться и причащаться им самим.

До какого возраста допускается кормить младенца перед Причастием?

До того момента, когда он объективно уже сможет обходиться без этого приема пищи.

Может ли мирянин несколько дней подряд причащаться Святых Христовых Таин, не исповедуясь (скажем, в воскресенье исповедовался, с воскресенья по субботу ежедневно причащаюсь без исповеди, только вычитывая правило)?

Хотя в наши дни достаточно говорится и пишется (и вполне, надо полагать, справедливо) о необходимости более частого Причащения, все должно иметь разумную меру. Если избегать крайностей и принимать во внимание советы многих опытных духовников, то можно рекомендовать причащаться раз в одну-две-три недели — в зависимости от духовной ревности и чистоты жизни конкретного человека, а также — от мнения того священника, у которого он исповедуется. Более частое Причащение возможно в случаях, когда «встречается» несколько больших церковных праздников, или на Страстной Седмице Великого поста, или при каких-то особых обстоятельствах в жизни человека (тяжкая болезнь, невыносимая скорбь и т.п.), но только – по совету и благословению священника. В таких случаях действительно можно исповедоваться однажды, а в последующие дни, если никаких крупных грехов не случилось, причащаться уже без исповеди.

Если я хочу причаститься на ночной (Рождественской или Пасхальной) службе, то с какого времени надо воздерживаться от пищи и воды?

Какой-то единой нормы на этот счет не существует, но «традиционно» принято в канун таких дней есть не позже семи-восьми часов вечера. Если же есть возможность, то лучше поупражняться в воздержании и последний раз потрапезничать еще раньше — днем. Но тут каждый должен правильно рассчитать свои силы, чтобы если после ночной службы разговение в трапезной храма не предусматривается, не изнемочь и не принести вреда своему здоровью.

[1] Имеется в виду текст, который считается духовным завещанием прп. Серафима Вырицкого «От Меня это было». Он составлен как беседа Бога с душой человека: «Думал ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего». Цит. по: От Меня это было. М.: Данилов мужской монастырь. 2007. — Ред.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector